Вчера, 9 октября в УрГПУ состоялось рабочее совещание с депутатом Государственной Думы Жанной Рябцевой и мэтрами в сфере географической науки, ООПТ и практикоориентированной деятельности, в том числе экотуризма. На встрече присутствовал советник ректора УрГПУ Роман Останин.
В числе значимых вопросов – вопрос о «странностях» развития туризма в регионе. Не секрет, что у не-уральцев до сих пор в восприятии образов Свердловской области и Урала доминируют ассоциации и мнения, связанные с убиением семьи последнего русского императора, горы Белой (итог рекламы) и «уральских самоцветов».
За двадцать лет кое-что сдвинулось с мертвой точки, и к «уральским самоцветам» добавился Сысертский кластер «Лето на заводе» (в раскрутке которого не последнюю роль сыграл негатив двухлетнего противостояния «энерго-мусорных олигархов» с «народом Сысерти»), музей военной техники в Верхней Пышме да слабые попытки возродить славу Уралмаша через уникальность конструктивистской застройки.
Все, что создается в области в сфере туризма (по мнению специалистов, непосредственно занимающихся развитием туров, дестинаций и пр.), это, по большей части, частная инициатива и заслуга отдельных предпринимателей.
При этом в области оргструктур по туризму, похоже больше, чем игроков. Это: Центр развития туризма Свердловской области, Уральская ассоциация туризма, Уральский союз туриндустрии, Конгресс-бюро Екатеринбурга, Совет по развитию туризма Свердловской области, Уральское конгресс-бюро, Информационно-туристическая служба Екатеринбурга, и отчасти Уральская торгово-промышленная палата, Департамент по туризму и гостеприимству.
Насколько отразился бы на турпотоке и сервисе гипотетический уход из сферы регионального туризма всех частных игроков? Думаю, ответ очевиден.
Среди проблем в обозначенной сфере – это, кроме явного пробела в качестве подготовки гидов, – игнорирование научных подходов к обоснованию таких «тонких» направлений, как экотузим (во всех его формах, включая туризм на ООПТ и использование заброшенных карьеров). В целом же – отсутствие системности, рассогласованность действий и интересов: ученых и специалистов с одной стороны, компетентных госорганизаций – с другой, и интересантов типа крупных застройщиков – с третьей. Причем, ученые (ученые - практики!) мешают и вторым, и третьим.
Тогда как в области уже существует и апробирована методологическая основа ландшафтного обоснования и стратегия развития экологического туризма.
Ранее в Los Urales сообщалось, что в августе-сентябре 2021 г., по инициативе Свердловского отделения Русского географического общества, в Екатеринбурге стартовали шесть экспедиционных маршрутов в рамках реализации проекта «Анализ ландшафтной структуры Свердловской области как основа разработки региональной стратегии экологического туризма».
Экспедиция РГО, 2021: Нацпарк «Припышминские боры», Тугулымский ГО Свердловской области. Фото: С. Новопашин
Целью проекта заявлен анализ и рекреационная оценка географического контекста Свердловской области для разработки стратегии экологического туризма и проектирования новых туристских маршрутов.
Экспедиция РГО, 2021: Нацпарк «Припышминские боры», Тугулымский ГО Свердловской области. Фото: С. Новопашин
Впервые в регионе (в рамках данного проекта) была разработана методологическая основа ландшафтного обоснования и стратегия развития экологического туризма в Свердловской области, что является новым направлением и актуально для социально-экономического развития региона.
В ходе исследования впервые выполнен анализ географического контекста с определением узловых точек (аттракций) с наибольшим ландшафтным разнообразием, определение рекреационной емкости и устойчивости природных комплексов. При реализации проекта подразумевалось ландшафтное планирование.
Экспедиция РГО, 2021: Пойма реки Тавды, Тавдинский ГО Свердловской области. Фото: С. Новопашин
Кроме ландшафтов, рекреационная оценка которых производилась в каждой экспедиции, рассматривались также объекты показа – природные достопримечательности и историко-культурные объекты. Изучалась туристская инфраструктура: дороги, объекты размещения, питания, оценивается степень доступности объектов и социальный микроклимат. Все условия проверялись непосредственно «на себе» участниками экспедиций. Вся информация вносилась специально разработанную форму паспорта объекта экологического туризма
Экспедиция РГО, 2021: Памятник природы «Белая горка»», Ирбитский ГО Свердловской области. Фото: С. Новопашин
Всего было реализовано шесть экспедиционных направлений: на запад, северо-запад, восток, северо-восток, север и юг области. В задачи, поставленные участниками проекта входит: реализация системного ландшафтного подхода к экологическому туризму, который посредством последующих практических мероприятий позволит снизить нагрузку потоков на популярные, но уже «угнетённые» туристами места, с высокой степенью рекреационной дегрессии - за счет равномерного распределения и подключения рекреационного потенциала малоизвестных, но, тем не менее, интересных объектов и территорий, не попавших ранее в сферу туристского внимания.
Методология уральских ученых из УрГПУ обосновано достойна применения, в том числе и виде своего рода франшизы для других регионов России. Но у структур по «развитию туризма», видимо, своя логика, свой язык и интересы (про гору Белую и Гаринскую пристань умолчим).
Ольга Гурьевских - идеолог ландшафтного подхода для целей развития устойчивого туризма - презентовала наработки в области стратегии развития экологического туризма, которые могу изменить весь ход развития туристской сферы в РФ: «Практическая реализация ландшафтного принципа выполнена в ходе инвентаризационного, оценочного и целевого исследования географического контекста, региональной системы охраняемых природных территорий и туристской инфраструктуры Свердловской области. Применены экспедиционный и картографический метод с использованием ГИС-технологий и количественных методов анализа. Апробирована методика учета географического контекста при стратегировании, направленная на повышение потенциала и эффективности развития отрасли за счет вовлечения слабо-освоенных территорий и регулирования рекреационной нагрузки. Для районов области с характерным стабильным миграционным оттоком жителей разработаны предложения по развитию экологического туризма, который будет способствовать решению социально-экономических проблем».
«Апробация теории и подхода в Свердловской области – более, чем успешна. Существующий же конфликт между природоохранительными институтами и туризмом как сферой экономики – это тот ещё гордиев узел».
Надежды разрубить его стали более реальными после совещания с Жанной Рябцевой, депутатом Госдумы, заместителем председателя комитета по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды, членом Центрального штаба ОНФ, и – уроженки Свердловской области.
Использованы материалы (тексты и фото) УрГПУ, РГО ,ВК Мария Ширыкалова, Сергей Новопашин
Персоны:
Жанна Рябцева, Ольга Гурьевских, Роман Останин, Сергей Новопашин, Юля Долгушинаz, Наталья Скок, Сергей Грачёв, Мария Ширыкалова
УрГПУ | USPU PRODUCTION
Русское географическое общество
РГО | Свердловское областное отделение
#будниаспиранта .