Rúbrica del sitio

Урал: имя, понятие, старинная картография

Что представляет собою Урал как географическое понятие? Ка­ковы его «объемы», границы? В Урал принято включать территорию между Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинами. В ее состав, как яркий, определенный компонент, входит Уральская гор­ная система, которая простирается почти меридионально к югу от Карского моря. Длина ее более 2000 километров, ширина от 40 до 150 километров. Наиболее высокая точка — гора Народная (1895 м). Реки относятся к бассейну Северно го Ледовитого океана (Печора с Усой; Тобол, Исеть, Тура и другие — системы Оби) и Каспийского моря (Кама с Чусо-вой и Белой, река Урал). Много озер.

Древнейшие на Земле горы, основа­тельно обживаемые людьми уже около ста тысяч лет, свое теперешнее имя обрели совсем недавно. Сегодня однозначно установлено только одно: имя Урал на русских, а затем и иностранных географических картах появилось только в 1701 году.

.Копия В горах Южного Урала

В горах Южного Урала


Считается, что первое письменное свидетельство об Уральских горах прозвучало в Геродотовой «Истории», на­писанной в V веке до н. э. Великий автор бессмертного со­чинения в нескольких главах «Мельпомены», четвертой книги своего труда, пересказал содержание поэмы некое­го Аристея, жителя греческого города Проконесса, в ко­торой тот описал своё путешествие в земли за Азовским морем (его древние греки называли Меотийским озером). Путешествие Аристея состоялось, по Геродоту, в VII веке до н.э.

Из Геродотова описания следует, что Аристей отправил­ся от Меотийского озера по реке Танаис (так называли в Ан­тичном мире Дон) к северу. В пути он встретил немало на­родностей и племен, хоть и варварских, хоть и с разными обычаями, но живущих (кто в лесах, кто в степях) вполне по-человечески. В одной из самых отдаленных стран Аристею повстречались Иирки, народ, обитающий у подножия высоких гор. Горы эти Аристей назвал Рифеями. Неподале­ку от них жил другой народ — Исседоны.

По-видимому, поэма Аристея из Проконесса была един­ственным на ту пору солидным источником информации о столь отдаленных от греческих городов землях. Во всяком случае, Геродот отнесся к описаниям Аристея весьма уважи­тельно. И великий космограф Древнего мира Птолемей по­считал для себя обязательным использовать его данные при создании ставшей знаменитой карты мира. Конечно, из не совсем отчетливых указаний путешественника Птолемей не мог установить с очевидностью, где точно возвышаются Рифейские горы. Античный географ попытался определить это сам. Имелось несомненное свидетельство Аристея: горы располагаются к северу от Танаиса. Имелось и тысячу раз подтвержденное античное знание об окружающем мире — все великие реки (а Танаис, по их убеждению, был великой рекой) стекают с великих гор.

Так на карте Птолемея появились Рифейские горы. Он расположил их в верховьях реки Танаис строго к северу от Понта Эвксинского (Черного моря), почти на северном краю Земли. Горы на карте были вытянуты небольшой цепью с юго-запада на северо-восток, и ближайшим к ним соседом с востока оказались Гиперборейские (северные) горы, из которых вытекала не менее великая река Ра (RHA)Вол­га. Гипербореи были вытянуты уже строго с запада на восток.

Более тысячи лет карты Птолемея служили всем образо­ванным людям западного мира авторитетным сводом сведе­ний по космографии и географии. И нарождающееся Воз­рождение, безусловно, воспринимает его видение мира. Вот и Роджер Бэкон (1214—1295), великий средневековый уче­ный, монах-францисканец, десятилетия проживший в мо­настырских тюрьмах за неуемную страсть к знаниям, лишь повторяет Птолемея в своих географических изысканиях по востоку Европы: «…Река Танаис берет свое начало в высо­ких горах, которые называются Рифеями. Они действитель­но простираются к северу, потому что за ними не находят больше никакого народа…»

.Рис. 1.
Рис. 1.

Наверное, следует подчеркнуть: интерес Бэкона к столь отдаленным краям был отнюдь не случаен. Именно оттуда, с востока, над народами Центральной и Западной Европы стремительно нависали тогда грозовые тучи Чингизовых и Батыевых туменов. И даже жителям Италии и Альбиона казалась неотвратимой страшная угроза — разделить судь­бу раздавленных русских княжеств. Потому географичес­кие подробности ранее почти неизвестных «просвещенно­му миру» областей Европейского Востока становились жиз­ненно важными, могущими повлиять и на направление движения татаро-монгольских орд, и на исход схваток с ними.

Обостренное внимание к географии восточных областей высказывалось тогда многими просвещенными людьми Ев­ропы. В том числе интерес вызывали и Рифеи. Слово это, видимо, настолько вошло в культурный обиход, стало ши­роко известным, что великий Данте Алигьери, нисколько не боясь быть непонятым, вводит в свой сонет Рифей образом дальнего угрюмого Севера:

Pot com gru, ch’alle montagne Rife Votosser parte, e parte inter I’arene. (Судьба разделила пути, и часть журавлей потянулась к Рифейским горам. А часть потянулась в пустыню…)

Тем не менее необходимо еще раз отметить: никто тогда не оспаривал точность карты Птолемея. И только через две­сти лет после смерти Р. Бэкона нашелся смельчак, усомнив­шийся в достоверности птолемеева знания мира. Им оказал­ся итальянский учёный, настолько влюбленный в античный мир, что он даже отказался от своего христианского имени и известен ныне под именем, взятым им из древнеримских хроник, - Юлий Помпоний Лэт (1425—1498). Юлий Помпоний Лэт прославлен в веках прежде всего уже тем, что создал первую Римскую академию - поначалу как литературное товарищество, объединившееся для изучения античных рукописей.

Не совсем ясно, что заставило его покинуть благостный мир средневековой Италии и отправиться в длительный и малокомфортный вояж по Северо-Восточной Европе. Но именно в результате этого путешествия просвещенная Евро­па впервые узнала — никаких Рифейских гор в верховьях реки Танаис нет! Река берет свое начало из необозримых болот в совершенно равнинной местности. Информация Юлием

Помпонием Лэтом была несколько раз перепроверена. «Так рассказывали мне люди, живущие у истоков Танаи-са», — обронил он в одном месте описания своей поездки. В общем, Лэт «закрыл» Рифеи. Но следом неизменно вста­вал вопрос: а куда все же делись горы из верховий этой реки? Следовало на него как-то отвечать. Конечно, можно бы и признать — ошибся, мол, Клавдий Птолемей, нет в Северной Европе никаких Рифейских гор. Но такое заявление было бы прямым покушением на исти­ну, которой верили почти две тысячи лет. Как поступить в столь щекотливой ситуации?

Найденный в этом выход был и прост, и изящен и, дума­ется, делает честь человеку, высоко чтящему античных ав­торов. Он стал активно интересоваться у Московитов: а вооб­ще-то у вас хоть где-нибудь горы есть? Есть, ответили ему московиты, в Югре. Вот тут, думается, Юлий Помпоний об­легченно вздохнул — есть горы! Естественно, это могли быть только Рифейские горы — не мог же ошибиться Птолемей. Просто он пользовался не совсем точным переводом Геродота. Да и у Геродота написа­но о горах уж очень туманно.

Уточнив у Московитов, где же располагается эта Югра, Юлий Помпоний Лэт написал в отчете о своих странствиях: «…От Борисфена (Днепра) Скифия тянется до Рифейских гор, которые замыкают ее с востока и простираются на север вплоть до Ледовитого океана. Эти горы столь же высоки и возвышенны, как и Альпы. В отдаленнейших пределах их живут югры…» И ни слова — о реке Танаис.

Вот так — элегантно, тихо, никак не акцентируя факта перестановки гор, не компрометируя Птолемея,— звучит поведанное путешественником. Но мы-то сегодня не можем не отметить — именно в этом труде, впервые широко при­знанном в Европе, ученым было определено точное местопо­ложение Уральских гор и признано, что именно они и есть Рифеи. Случилось это в самом конце XV века. Но если Юлий Помпоний Лэт сам не придал проведенно­му «уточнению» сколько-нибудь большого значения, то нельзя сказать, что так же восприняли данный факт другие европейские ученые.

По-видимому, впервые узнавший о нем из римских сооб­щений и затем перепроверивший эти сведения расспросами пленных московитских воинов польский ученый Матвей Меховский решил сделать себе громкое имя на снятии с ев­ропейских карт Рифейских гор в верховьях реки Танаис. Еще бы, представлялась возможность публично осрамить самого Птолемея!..

В 1517 году Матвей Меховский издает «Трактат о двух Сарматиях», где уже в авторском обращении к епископу Ольмюнскому темпераментно и даже с некоторой запальчи­востью заявляет: «…Утверждали также, что в тех северных областях находятся известнейшие в мире горы Рифейские и Гиперборейские, а из них вытекают не менее славные реки, описанные и воспетые космографами и поэтами: Танаис, Борисфен… и величайшая из рек Волга. Все это далеко от истины, и нелишним будет, основыва­ясь на опыте (всеобщем учителе), опровергнуть и отвергнуть это как невежественное и непроверенное сообщение…Вышеупомянутые три реки… начинаются и текут из Мос­ковии… Что там нет гор, называемых Гиперборейскими, Рифейскими и Аланскими, это мы точнее точного знаем и видим, как и то, что вышесказанные реки возникли и име­ют истоки на равнине…» Матвей Меховский отказал Рифеям в праве на существо­вание вообще. Видимо, он очень осторожно относился к по­всеместно ширившемуся острому интересу и восхищению античным миром и с радостью использовал возможность уличить древних авторов в ошибках.

Книга Меховского действительно всполошила тогдашний ученый мир. Поверивший его аргументации Альберт Кам-незе (кстати, он знал и личные впечатления своих отца и брата от посещений Московии) в письме к папе Клименту VII восклицает, что не может-де… «надивиться дерзости геогра­фов, которые без стыда и совести рассказывают невероятные вещи о Рифейских и Гиперборейских горах….», которые, — это уже ему вторит Павел Иовий, тоже известный тогда уче­ный, — «…положительно известно в настоящее время, ниг­де не существуют…»

Тут самое время сказать, что многие современные нам авторы упрекают Меховского в неоправданном снятии Рифеев. «Ведь это Урал!» — восклицают они, поддерживая концепцию Юлия Помпония. Нет. Меховский был более близок к современному знанию, чем римлянин. Он тоже знал о существовании гор на северо-востоке Европы. И опи­сал их в том же труде, там, где рассказывает о народе югры (угры — мадьяры). «Югры вышли из Югры, самой северной и холодной скифской земли у северного океана… Югра — самая северная страна и вовсе не имеет высочайших и не­доступных гор, ни таких, как Альпы в Италии, ни таких, как Сарматские горы. Следовательно, неверно говорят не­которые историки, что гугны (гунны) вышли из своей об­ласти — из величайших и недоступных гор. В Югре, впро­чем, есть горы, покрытые густым лесом, но это пологие и легкодоступные горы средней величины и высоты, скалис­тые и утесистые…»

Так что знание Меховского об Урале было достаточно точ­ным. Ион обоснованно противился устоявшемуся мнению, что в этих горах берут начало лежащие далеко к западу Дон и Днепр. Он понял — ничего-то об этих горах Птолемей не знал. Отвел им место на своей карте мира по интуиции. А она — подвела.

Думается, современные критики Меховского близки в своей позиции к мнению австрийского императора Макси­милиана I (Матвей Меховский неосторожно послал ему в подарок свою книгу). Император, истовый поклонник Пто­лемея, был страшно раздосадован покушением на автори­тет своего кумира. Решительный человек, он вознамерил­ся немедленно же опровергнуть нахала. Воспользовавшись предлогом подписать какой-то договор, он послал в Моско­вию своего дипломата Франческо да Колло, главной целью поездки которого было доказать розысками на месте нео­правданную гнусность покушения Меховского на святые ав­торитеты.

Впрочем, суть поручения хорошо описал сам да Колло: «Императору прислана была книга, написанная знамени­тым врачом и ученым из Кракова, в которой он осмелился уличить в досадных ошибках государя всех космографов Птолемея. Там, где последний описывает северные страны, и особенно там, где он учит, что Танаис берет начало в Ри-фейских горах, что якобы этого или подобного ему горного кряжа в России вовсе не существует. Его величество, хоро­шо осведомленный в географических вопросах и большой почитатель Птолемея, которому он, как все образованные люди, обязан своим знанием космографии, прочел его заме­чание о Птолемее с большим неудовольствием и дал нам яс­ное указание исследовать этот вопрос заново…»

Во время пребывания в Москве да Калло старался собрать все сведения, чтобы опровергнуть Меховского. Но уже и опытному царедворцу было слишком одиозным утверждать, что да, стоят, мол, Рифеи в верховьях Танаиса. Поневоле пришлось, чтобы хоть как-то обелить Птолемея, принять трактовку Юлия Помпония. Тем более что и сам Франческо в беседах со сведущими людьми удостоверился, что в даль­них северных пределах Московского государства, в стране, называемой Югра, действительно есть горы. Он вслед за Лэ-том и отождествил их с горами Птолемея. Но тут же дока­зал себе, что все же источники великой реки Танаис нахо­дятся там, а не в княжестве Рязанском (по Меховскому). Для пущей важности в своем донесении императору да Кол-ло прибавил, что на обратном пути из Москвы, в польском городе Петракове, он имел случай видеть самого Меховско­го и разубедить его в ошибке. И Меховский (якобы. — Л. С.) сознался, что был введен в заблуждение, основав свое по­казание на рассказах пленных московитян, содержавших­ся в Кракове.

Да Колло, конечно же, был истый придворный ученый. Государю нужны Рифеи — значит, они есть. И если даже немного их сдвинуть в сторону, то главное все же — утвер­дить угодное императору знание о них. Чтобы, не дай бог, не прогневить властелина. И дипломат решил хоть и передви­нуть Рифеи, но оставить там истоки Дона (Танаиса). На вся­кий случай.

На первый взгляд может показаться странным сегодня, что спор о наименовании гор, расположенных в дальних московитских пределах, вели почему-то иностранцы. Будто бы он не касался русских. Но это отнюдь не так. Просто у рус­ских этот вопрос никогда не возникал.

К моменту приезда в Москву да Колло (июнь 1518 года) русские уже давно примерились к горам на своих восточ­ных рубежах. Отряды московских воинов все чаще прони­кали в азиатские пределы. И, естественно, давно уже опре­делились с названием порубежных гор. Вот доказательство тому.

.Рис. 2

рис.2

В одном из воинских рапортов конца XV века, о каратель­ной экспедиции ратников Ивана III во главе с князьями Се­меном Курбским и Петром Ушатым, посланных зимой 1499 года (на лыжах) расправиться с угорскими князьями, не уплатившими своевременно дани, как нечто обыденное прозвучало русское название Уральских гор: «…От Печоры шли воеводы до Камени две недели и тут развелись воеводы князь Петр да князь Семен Камень-щелью; а Камени в оболоках не видать, коли ветрено ино оболока раздирает, а дли­на его от моря до моря…»

Так русские очень просто и очень честно отнеслись к при­своению имени вновь открываемой ими горной стране — они точно перевели на свой язык ее название с коренных язы­ков. Ведь Уральские горы у всех североуральских народов звались Камень. И у хантов камень — «кёв», и у манси ка­мень — «нёр», и у коми камень — «из». Только у ненцев не­много иначе — «нгарка пэ»— большие камни.

Тем не менее это имя не удержалось.

Как же развивался процесс именования  Урала дальше? В него вновь вме­шался иностранец. Так случилось, что в те же годы, ког­да в официальных русских документах начали называть далекие восточные горы «Камни», в Москву прибыл авст­рийский дипломат и путешественник барон Сигизмунд фон Герберштейн. То ли в окружении императора Максимилиа­на I все царедворцы быстро становились искушенными гео­графами, то ли барон просто по душевной склонности был любознательным путешественником, но несомненен факт, что за два посещения Москвы — в 1517 и 1526 годах — он быстро и умело насобирал обширную подборку сведений о стране пребывания. В 1549 году, основываясь на них, ба­рон выпустил книгу «Записки о московских делах». Для темы нашего разговора интересен материал, собранный в разделе «Указатель пути к Печоре, Югре и Оби».

Автор утверждает, что основой раздела послужил перевод како­го-то русского путеводителя. Может быть, и так. Во вся­ком случае, из книги следует: барон был наблюдателен, умел работать с документами и находить истину в спорах. Что никаких Рифейсквх гор в верховьях Дона нет, ему в 1519 году было уже очевидно. Но куда-то же надо было поместить эти столь любезные сердцу его императора горы! И он написал: «…За Печорой простираются до са­мых берегов ее высочайшие горы, они совершенно лише­ны леса и почти даже травы. Хотя они в разных местах имеют разные имена, однако вообще называются «Поясом мира»… и во владении государя Московского можно уви­деть одни только эти горы, которые, вероятно, представ­лялись древним Рифейскими…» Барон дал новое название горам, потому, вероятно, что был убежден: Птолемей про­сто ничего не знал толком об этих краях…

В другом месте Герберштейн говорит, что, имея в раз­ных местностях разные названия, горы на северо-востоке Европы носят одно, общее, имя — Земной Пояс. Вот так, как бы совершенно случайно, в географический обиход было запущено еще одно название Урала. Тоже ниоткуда взялось?

Известный комментатор Герберштейна Е. Замысловский в книге «Герберштейн и его историко-географические изве­стия о России» (СПб., 1884. С. 130—131) пишет: «Земной Пояс, может быть, было переводом названия инородческого и потому дано было хребту, принимаемому за естественную грань двух частей света, что он тянется на весьма значитель­ном расстоянии от юга к северу, между тем как ширина его сравнительно ничтожна».

И еще одно название Герберштейн отыскал у Урала: «Ниже Оби… находятся следующие реки: Сосьва (Sosva), Березва (Beresvua) и Данадим (Danadim), которые все начи­наются с горы Камень Большого Пояса (rnonte Camen Bolschega Poissa)» и соединенных с нею скал…»

Герберштейн был, по всей видимости, неплохо осведом­лен о названиях Урала в других странах. Приводимые им имена позволяют предположить, что источником сведений для австрийского дипломата служили не только русские до­кументы.

 

Рис 3.
Рис 3.
 

В русской же традиции Урал так и продолжал оставать­ся Камнем. Правда, изыскания Герберштейна отразились и на русской традиции. Спустя многие годы после выхода его книги — в 1685 году — дьяк Никифор Вонюков описы­вает Урал так: «Который Камень лежит от моря-океана по­ясом до моря Хвалынского и широк зело, и на том Камени великие озера, а в них всякая рыба, кроме осетров и стер­лядей…»

Но на этом поиск имени для обширной горной страны от­нюдь не остановился. Потом за  географи­ческое описание востока России принялся тобольчанин Се­мен Ремезов. Он создал колоссальный труд — Атлас Сиби­ри, составленный из 23 карт. С запада Сибирь Ремезовым обрамлена цепью гор, которую он назвал кратко и вырази­тельно— «Камен Урал» (в «Чертеже земли Тобольского города»). Вышедшие в 1701 году, эти карты впервые уза­конили слово «Урал» как обобщенное название цепи гор­ных кряжей на границе Европы и Азии.

Последнюю точку, точнее, утвердительную печать на свидетельстве о названии Урала Уралом, поставил вели­кий русский государственный деятель и ученый Василий Никитич Татищев. Татищев был широко, европейски образованным чело­веком. Он был и очень добросовестным, и неуемно любоз­нательным ученым, разработки и выводы которого во многих направлениях исторического знания ценны и по­ныне.

Принимаясь за «Общее географическое описание всей Сибири», Татищев, несомненно, ознакомился со всеми до­ступными ему опубликованными сведениями об этих мес­тах (а ему, знавшему несколько иностранных языков, имев­шему обширную библиотеку, доступно было многое), пере­спрашивал знатоков, сопоставил всю информацию и убежденно записал: «…От Тобола к западу те же горы до вершин рек Яика и Белой… Уральские. …От верховий выще объявленных рек… горы оные поворотили прямо к северу, даже до моря Ледовитого… и зовутся они горы по-татарски Урал, по-русски — Пояс Каменный». Так, с легкой руки сенатора, многих русских орденов ка­валера, тайного советника В.Н. Татищева и закрепились за Уралом эти имена.

Источник: "Рифей,  Камень,  Каменный пояс  -  Урал…"

Этимологический русскоязычный словарь Фасмера:

УРАЛ - род. п. -а – название гор и берущей в горах свое начало реки, прежде называвшейся Яик (см.), отсюда уралы мн. "крутые горы на Алтае", томск. (РФВ 71, 31). Считается первонач. тюрк. названием пояса (Эльи 959; Томас 161). Скорее из манси ur-ala "горная вершина" (Кальман, письменно). Калм. Takin ul "Урал" связано с tak "дикая лошадь, козел" (Рамстедт, KWb. 386 и сл.). От Урал образовано Уральск, по-калмыцки – Takin balsn : balsn "селение, город". Коми Iz "Урал" связано с iz "камень" (Вихм. – Уотила 68). •• [Др.-русск. Оралтова гора (Книга Большому чертежу, 1627 г.) содержит, по-видимому, во второй части тюрк. tаu "гора". – Т.]

..Мы же, впрочем. считаем, что слово "Урал" (Арал) восходит к  иранскому "Айрати /Найрати" (вздыбление, поднятие), откуда русское "Арать / орать" - "поднимать". напомним, В древности, как указал профессор Сальников, Урал населяли иранские племена аланов и сарматов.

Фото заголовка: Полярный Урал, р.Пайпудына, г.Пендирмапэ (1221 м). автор: Антон Тихомиров

07-03-2023