Rúbrica del sitio

Очарованные тайной Урала. Художники Наталья и Андрей Воротниковы

«Каменный пояс Урала» - под таким названием в екатеринбургской ЦГБ им. А. И. Герцена в мае-июне 2019 г. проходила выставка художников, черпающих свое вдохновение в уральской природе и мифологии.

Воротников А. Тайна горы. 2019.

Свои живописные работы для выставки предоставили: Георгий Ваганов,  Валерий Николаев, Андрей Воротников, акварелист Анатолий Мяконьких.  Картины Валентина Новоселова (ум.2015 г.) предоставила семья художника. 

Наталья Воротникова, Андрей Воротников, Сергей Новопашин. Выставка «Каменный пояс Урала», ЦГБ им. А.И. Герцена, Екатеринбург. Фото: Илья Макридин.

Мы беседуем с художником Андреем Воротниковым, его супругой и соавтором  Натальей Воротниковой.  ИА «Повестка дня» представляет Сергей Новопашин.

Сергей Новопашин: Рад присутствовать на выставке. Буквально «майская прогулка» по экспозициям уральских художников. Недавно сделали ряд публикаций о  выставке уралмашевского художника Виктора Неуймина. Не мог пройти мимо бренда «Каменный пояс Урала»… Как я понимаю, это некая серия выставок?  - Помню одноимённую осеннюю выставку Георгия Ваганова в Центре «Царское подворье»…

Андрей Воротников: Да, так и есть. Наша экспозиция входит в ряд выставок, объединённых  общим названием «Каменный пояс Урала».  Моё убеждение, что каждый художник в своём творчестве должен постараться выразить красоту родного края, передать зрителям радость общения с природой.

Наталья Воротникова: Мы с Андреем живём в городе Берёзовском… И тема березовских мест, исторически связанных с первой промышленной добычей российского золота,  культурологически – с сюжетами бажовских сказов, нам интересна и вдохновила на создание серии картин. 

Сергей: В свою очередь, был хорошо знаком с Валерием Анатольевичем Лобановым, «певцом Берёзовского», пафосно говоря. В 2006-м делал по его заказу гид по истории Березовского и Музея золотоплатиновой промышленности Урала. Его дело сейчас продолжает сын Евгений Лобанов.

Наталья: Да, Евгений Лобанов интересный человек, мы с ним познакомились, когда он презентовал нам в Березовском «Музей Шахта».  С нее и началось наше сотрудничество, одной из тем которого мы предложили, в качестве дополнения его экспозиции, написать картину, посвященную тематике этого музея.

Долго обговаривали сюжет, было предложено много разных композиций…В  итоге выбрали ту композицию, где действие происходит внутри горы, в подземелье, образно говоря – во владениях уральской Хозяйки горы. Картина называется «Тайна горы». Это фантазия, собранная из символов и мифов. Гора в мифологии Урала – хранилище тайн и тайных знаний. Каменный лес и каменное небо окружают Мастера. Он остановился в тишине, прервал на время свою работу, обдумывая  художественный замысел своего творения, свой путь к мастерству, совершенству.  Мастер, творец работает с камнем под каменным небом, старается увидеть свой каменный цветок, понять красоту камня. Это посвящение всем мастеровым людям и, конечно, самому Павлу Петровичу Бажову, открывшему миру и нам самим самобытность и уникальность культуры Урала. 

Новоселов В.Г. Последний снег, 1995 .Выставка «Каменный пояс Урала», ЦГБ им. А.И. Герцена, Екатеринбург. Фото: Сергей Новопашин.

Сергей: Бажов – наше всё. Неоднократно писал о его творчестве … Здесь напрашивается параллель: нелегкое богатство уральских недр и яркость, иногда трудность, бажовского языка.

Наталья: Потому-то я беру смелость сопоставить красоту и разнообразие самоцветных камней (горных пород, минералов) с нашим русским языком, с его богатством.  И Павел Петрович Бажов, по сути добывающий по крупицам самородки и друзы уральских сказов, впрямую связан с магической красотой уральских минералов.

Работы Георгия Ваганова. Выставка «Каменный пояс Урала», ЦГБ им. А.И. Герцена, Екатеринбург. Фото: Сергей Новопашин.

Сергей: Замечу, что как-то, будучи в хорватской Истре, наткнулся на бывшую деревню под названием Бажичи (там полно сел с «фамильными» топонимами). Покопавшись в словарях и прочих источниках, выяснил, что устаревшее «бажить» (перекочевавшее затем в блатной жаргон)  -  это не только, как в словаре В.Даля,  «желать/хотеть», но имеет в славянских языках коннотацию «ворожить, предвещать» и «топь» (бажина, т.е. непроходимое болото). Не зря в детстве у Павла Бажова было прозвище «Колдунков».  Тогда понятна и магия камня и бажовская магия слова.Вот и «каменный цветок» в «Тайне горы», я гляжу, вы с Андреем изобразили близким к реальному цветку дурмана… То ещё растение…

Андрей: Образ «Каменного цветка» в центре композиции навеян не столько описанием его из одноименного сказа Павла Петровича, сколько собственным представлением… То что получилось близко к природному оригиналу, вероятно, не случайно.

Николаев В.А. Река Исеть у 3-х пещер. Выставка «Каменный пояс Урала», ЦГБ им. А.И. Герцена, Екатеринбург. Фото: Сергей Новопашин.

Наталья: На картине так же есть не сразу вспоминаемые образы, например, пчёлки. А они, заметим, тоже присутствуют в сказах. Так, в сюжете, когда Данила-мастер заходит во владения Хозяйки Медной горы, ему открывается поляна из каменных цветков, «огневые пчёлки над теми цветками сверкают». Образ Великого Полоза дан как намёк, внешне больше похож на кристалл, практически сливается с фоном каменного неба. Его выдаёт только зелёный глазок да след,  показывающий драгоценные жилки в породе, выполненный золотыми блестками.  В нижней части картины - срез яшмы с небольшим островком малахита, формой напоминающим ящерку.

«Каменный цветок»: Воротников А. «Тайна горы», фрагмент. Выставка «Каменный пояс Урала», ЦГБ им. А.И. Герцена, Екатеринбург. Фото: Илья Макридин.

Андрей: Обратите внимание, что Мастер как бы припорошен пылью. Мы отсмотрели много фотографий рабочих-мастеров по камню и их инвентарь. На самом деле место их работы всегда покрыто мелкой белой или серой пылью от обработки камня. И он как будто врос в эту гору, сроднился с ней.

 

«Каменные пчелки»: Воротников А. «Тайна горы», фрагмент. Выставка «Каменный пояс Урала», ЦГБ им. А.И. Герцена, Екатеринбург. Фото: Сергей Новопашин.

Сергей: Я правильно понимаю, что представленные здесь работы Андрея  составляют своего рода триптих? Каков объединяющий их смысл?

Наталья: Картины, которые являются своего рода компаньонами и расположены по краям от «Тайны горы», первоначально планировались к размещению в другом порядке: «Осень золотая» изначально была слева (а не справа), так как изображенный «каменный лес» из «Тайны горы» по задумке переходил бы в настоящий живой лес. Позже мы поменяли расположение в этой экспозиции, совместив золото «Тайны горы» с «золотом осени». Две боковые работы – о природе Урала, его неповторимой красоте, какой нет нигде на земле. Можно бесконечно любоваться скалами, нависшими над рекой Чусовой, причудливыми изгибами берегов,  берёзовыми и сосновыми лесами, наполненными голосами птиц. Эти две работы связаны с центральной сравнением красоты живой природы и подземного царства. Разрез агата напоминает реки, отражающие небо, каменный лес нутра земли – это берёзовый лес в пейзажной работе. Каменные пчёлки, малахитовая ящерка тоже имеют своих двойников в живой природе.

«Ящерка»: Воротников А. «Тайна горы», фрагмент. Выставка «Каменный пояс Урала», ЦГБ им. А.И. Герцена, Екатеринбург. Фото: Илья Макридин

 

«Полоз»: Воротников А. «Тайна горы», фрагмент. Выставка «Каменный пояс Урала», ЦГБ им. А.И. Герцена, Екатеринбург. Фото: Илья Макридин

Андрей: Когда художник увидел воочию необыкновенно красивое место и понял, как это использовать в работах, не факт, что удастся передать внутренний смысл увиденного.  Порой это сложно отразить. Выполняя триптих, можно более точно выразить смыслы.

Понятно, что все на  самом деле гораздо глубже и сложнее (как выразить, например, некое смутно ощущаемое «естество Урала», его тайну?), но художник на то и художник. Он должен черпать вдохновение в своей родной природе, в ее «сказке», очаровании, и даже в той, порой тяжелой мрачноватой тайне, что пронизывает уральские горные пейзажи.

Вот эта связь природы с нашим пониманием, с любовью к уральскому краю и должна держать нас уральцев вместе, и объединять художников. Примером чего и служит данная выставка.

 

Справка: Ваганов Георгий Павлович. Участник многих городских, областных и заграничных художественных выставок, преподаватель высшей категории, член Союза дизайнеров России. В 1966 году окончил художественное училище № 42 по специальности «Художественная обработка камня».  В 1975 году окончил Архитектурный институт по специальности «художник-конструктор». По последней специальности проработал 19 лет, оформил интерьеры около 60 общественных зданий города Екатеринбурга и области. Одновременно с профессиональной деятельностью, с 1979 года, Георгий Павлович принимает участие в городских выставках. С 1995 года работает преподавателем в Уральском колледже строительства, архитектуры и предпринимательства, не прекращая творческую деятельность.

Справка: Николаев Валерий Аркадьевич. По профессии он летчик-штурман гражданской авиации. Учился в художественном училище им. Шадра. С 1988 года проходил практику в Академии художеств культурной столицы России. В 2002 году вступил в Творческий союз художников России. Специализируется на написании натюрмортов, портретов, пейзажей. Его работы можно увидеть на многих городских и региональных выставках.

Справка: Воротников Андрей Михайлович. Родился в 1966 году в городе Березовском. Свой творческий путь начал в 1985 году. Работает в таких жанрах, как пейзаж, натюрморт, а также пишет, так называемые иллюзорные композиции в области интерьерной и монументальной живописи. Стремление работать в различных жанрах изобразительного искусства, поиск новых форм в реализации авторской идеи позволяют художнику вновь создавать произведения, радующие всех тех, кто способен видеть красоту окружающего мира. Картины художника находятся в государственных и частных собраниях России, Чехии, Сербии, Германии, Франции, США.

Справка: Новоселов Валентин Геннадьевич (1946-2015). Родился в 1946 году в Верхотурье, после окончания средней школы, учился в Московском театральном училище имени Щукина (факультет режиссуры), а затем в студии художественного моделирования в МГТУ имени Баумана. Долгие годы занимался дизайном летательных аппаратов и при этом постоянно писал пейзажи. Валентин Геннадьевич всё свое творчество посвятил воспеванию уральской природы, сохранению образов уральской глубинки.

Справка: Мяконьких Анатолий Семёнович. Родился в Свердловске. В 1965 году окончил  художественное училище № 42 по специальности художник-оформитель. Много лет посвятил профессии художника. Работает в технике акварели. Участник многих городских и региональных выставок. Картины Анатолия Семёновича выделяются экспрессией и одновременно лирическим изображением красоты родного края.

Материал и фотографии подготовили Илья Макридин и Сергей Новопашин

Источник: ИА "Повестка дня"

03-11-2022