Rúbrica del sitio

Малые города: на них держится Россия

Вопрос о том, какое будущее ждет малые города, оказался в центре внимания экспертного сообщества после публикации в «Российской газете» статьи «Малые города России: размышляя о будущем». Ее автор глава Ивановской области Станислав Воскресенский считает, что малые города и есть будущее России. Они не только смогут достичь высоких экономических показателей, но и останутся «фабриками национальной идентичности и национального самосознания».

Полностью согласен с мнением и формулировкой уважаемого губернатора Ивановской области.

Мне довелось родиться в одном из малых городов Западной Сибири, в счастливые 1960-е. Малый город тогда обеспечивал себя полностью, ну, или почти полностью. Так, только кету и нерку завозили с Дальнего Востока. Весной же в реке били стерлядь и ели черную икру. В лесу было полно дичи.

Специалисты (в том числе те, кто прибыл с заводами) были в достатке, и всем находилась работа. Турбазы и дома отдыха союзного значения привлекали в город артистов кино и советской эстрады. Жизнь кипела. Логистика: жд, авто, речное и авиасообщение... Близость к двум крупным областным центрам позволяли выпускникам школ, ПТУ и техникумов получать достойное высшее образование (не в пример нынешнему).

Но, как известно, реформы и катаклизмы последних 30 лет резко сократили возможности и ресурсность малых городов (МГ), проставив некоторые из них на грань выживания. И напрасно.

Сеть малых городов – это и есть Сеть. Да, скажите Вы, а узлами этой сети являются мегаполисы, и они по праву стягивают на себя и возможности и ресурсность. Тогда почему, мегаполисы «чувствуя», что поток из «малых городов» может иссякнуть, вдруг начинают, как бы делиться (перенаправлять) в МГ часть потоков, поддерживая их на плаву? Только делиться нужно «по братски», «по справедливости».

Но есть и другой вектор – в стиле англосаксонского колониализма (метрополия-колония), когда супер-мегаполисы в количестве, определенном нашими «высшими экономистами» для России в пределах двадцати, будут высится смарт-хаусами и «клевер-парками» посреди сотен километров заброшенных земель, архаичных поселений и вновь одичавшей природы…

Но ведь именно движение тока в волокнах Сети дает жизнь, а не узел, чья функция в норме – перераспределять и контролировать, не делая из этого пищевую базу для распределяльщиков и контролеров.

Ведь Малый Город – это культурологический феномен, выросший из хорологически (пространственно)  обусловленной предопределенности, проявляющийся как сгусток времени поколений, населявших и населяющих этот малый город,  скрепленных «территориальной судьбой». И таких феноменов,  согласно списку за 2022 год, около восьми сотен в стране. На них то и держится Россия.

Сергей  Новопашин

30-01-2023