В Экспертном клубе Свердловской области 16 сентября прошло очередное заседание, посвященное в этот раз теме «Искусственный интеллект (ИИ): мифы и реальность, угрозы и надежды».
Сегодня эта тема звучит в литературе, в кинематографе и изобразительном искусстве, где представлены самые разные варианты развития человеческой цивилизации, использующей искусственный интеллект.
Согласно опросу Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), 61% россиян считает, что искусственный интеллект следует использовать только в некоторых сферах. За повсеместное распространение таких технологий высказалось всего 17%. – сообщил в своем выступлении глава Экспертного клуба Анатолий Гагарин.
В широком смысле искусственный интеллект - область исследований компьютерных наук, которая разрабатывает методы и программное обеспечение, позволяющие машинам воспринимать окружающую среду и использовать интеллект для выполнения действий и целей. О пользе и перспективах развития ИИ рассказал Евгений Кислицын, заведующий кафедрой информационных технологий и систем управления ИРИТ УрФУ.
Эксперт подчеркнул, что искусственный интеллект стал частью нашей жизни, а молодое поколение уже не представляет себе жизнь без общения с умным помощником Алисой. Особенно незаменим он в медицине, транспортной системе, для просчета финансовых рисков на бирже и предприятии.
В пользу «машины» эксперт привел пример с определением рисков работы компании. С помощью ИИ был построен бизнес-прогноз на 5 лет с использованием ежедневных данных за долгие годы существования предприятия. Человек не смог бы оперативно обработать столько информации, а ИИ смог.
«Именно искусственный интеллект может выявить те закономерности, которые не может выявить ни один экономист», - отмечает Евгений Кислицын.
По его мнению, человек не способен решать такие сложные задачи, как ИИ, но и ИИ не может полностью заменить человека. Он обратил внимание на некий парадокс: «Лет 10 назад люди боялись, что ИИ заменит человека, «отобрав» у него всю рутинную работу. Спустя десятилетие мы все еще сами выполняем рутинную работу, а искусственный интеллект занимается творчеством, например, рисует и пишет тексты».
Представитель Фонда развития гражданского общества в УФО, философ Сергей Новопашин настроен менее оптимистично и раскрыл тему рисков использования ИИ, в том числе для совершения противоправных действий.
Особенно уязвимой остается этическая сторона применения искусственного интеллекта, ведь программы могут использоваться для создания, например, фейковых видео. Кто будет нести ответственность за создание контента с использованием ИИ?
«Кроме этого, возведение «машины» в культ угрожает гуманитарным ценностям и превращает современных поклонников ИИ в неоязычников», - считает Сергей Новопашин. Резюмировал свои размышления эксперт цитатой польского философа и писателя Станислава Лема: «Человеку нужен человек».
"Если мышление человека расценивать как работу сознания, как оперирование смыслами, как «включение» способности к трансцендированию, то в интеллекте, как отмечали древние: «нет ничего, что отсутствовало бы ранее в чувственном восприятии», а оно свойственно всем животным. Специфика же искусственного интеллекта в данной связи, лишь в том, что его «чувственное восприятие», вернее, его имитация – это сигналы от миллиардов запросов, лайков и т.п. Некая аналогия – гипотетическая обработка химических сигналов муравьиной королевой-маткой от тысяч своих слуг. Да и скорость обработки , думаю сопоставима. Поэтому ИИ следует «поставить на место». Это инструмент, а не «муравьиный король». Однако же наблюдается некая эйфория и даже поклонение этому «королю». Новые управленцы, подобно муравьям, выстраивать себе паноптикум имени тов. Бентама, не подозревая, что с них то и начнется новая эра отмеченных метками- феромонами ИИ вертикально ходящих «муравьев». С учетом того, что за ИИ все-таки стоит некто с его амбициями, хотелками и целями, которые вполне можно интерпретировать, как «не-человеческие», то проблематика ИИ сопрягается уже не столько с онтологией и философской антропологией, но с теологией" - прокомментировал С.Новопашин по следам выступления для Экспертного Клуба Свердловской области.
Оптимистический сценарий: учёный Сергей Сергеевич (актер Олег Стриженов) создаёт экспериментального человекоподобного робота (внешне своего двойника), предназначенного, по его замыслу, для освоения недоступного людям дальнего космоса, и даёт ему имя Роберт. Кадр из фильма «Его звали Роберт» (1967, Илья Ольшвангер).
Пессимистический сценарий: Робот Ava (актриса Алисия Викандер), наделенная своим создателем сверхинтеллектом, выходит из-под контроля. Кадр из фильма «Ex machina» (2015, Алекс Гарлэнд).
О рисках столкновения человечности как качества и бесчувственного искусственного интеллекта размышляют и художники. Директор театра «Провинциальные танцы» Ольга Паутова отметила, что этой теме посвящена постановка «Девушка с фарфоровыми глазами», созданная по мотивам британского фильма «Из машины» и сказки Теодора Гофмана «Песочный человек».
Может ли сердце машины любить и можно ли полюбить машину? У разных авторов мнения разные. Какой ответ нашла хореограф-постановщик Татьяна Баганова, можно увидеть, посмотрев данс-триллер на сцене театра.
Фотографии предоставлены организаторами.
Основной источник:
Кто нужен человеку: человек или «машина»? Эксперты поспорили о значении искусственного интеллекта